Положительные явления в международных отношениях. Примеры положительных явлений в международных отношениях
Новости и общество 28 марта 2015Макиавелли в своем знаменитом труде «Государь» дал много дельных советов начинающим политикам и властителям. Если вычленить из частностей общее, смысл искусства управления в макромасштабе сводится к тому, что нет моральных и неморальных решений, хороших и плохих. Есть правильные и неправильные, полезные и вредные. Современные международные отношения в этом плане – не исключение.
Отказ от закона джунглей
В двадцатом веке, после двух чудовищных, невиданного масштаба войн, концепция международных отношений изменилась. Абсолютно дарвиновские ранее законы, определяющие международные отношения, утратили свою беззастенчивую очевидность. Нельзя принимать властные решения, никак не считаясь с мнением социума. Нельзя думать, что самая большая армия – залог успеха в международных отношениях. Современные международные отношения стали весьма гуманистичны. Нет, они, конечно, так и не превратились во взаимовыгодный союз равных. Но гуманистические тенденции налицо.
Почему же эти положительные явления в международных отношениях стали возможны?
Оружие-миротворец
В последние годы значительно возросло влияние социума на властные структуры. Поэтому решения, связанные с конфликтными ситуациями, принимаются исключительно с оглядкой на мнение избирателей. Во многом именно этому фактору обязаны положительные явления в международных отношениях. Примеры, подтверждающие этот тезис, работают, как говорят в математике, от обратного. Количество вооруженных конфликтов в мире резко сократилось, европейские страны не участвуют в них, разве что в роли миротворцев. А партии, призывающие взять в руки оружие, подвергаются резкой критике общественности и редко набирают количество голосов, достаточное для претворения своих замыслов в жизнь.
Прав не сильный, а умный
В двадцатом веке было создано и опробовано на практике ядерное оружие, и это, конечно, ужасно. События в Хиросиме и Нагасаки были столь чудовищны, что человечество никогда больше не пыталось повторить подобный опыт. Это касается даже самых радикально настроенных государств, известных как оплот милитаризма. Так и складывались между самыми непримиримыми врагами положительные отношения, в международных отношениях это редкость. Обычно, если есть достаточный повод для конфликта, то его начало – лишь вопрос времени.
Возникла ситуация, когда все значимые на политическом поле игроки имели на руках ядерную карту. И это привело к закономерному пату. Ни один из участников конфликта не может использовать ядерное оружие, зная, что противник успеет нанести ответный удар. Результатом будет не победа, а тотальное уничтожение всего и вся. Получается, что убийственной мощности оружие обеспечило доброжелательные, положительные отношения. В международных отношениях это вовсе не является парадоксом.
Торжество дипломатии
В современном мире значение прямой вооруженной угрозы утратило свою былую силу. Времена, когда все слушались человека с самой большой дубинкой и самыми крепкими мышцами, ушли в прошлое. Сегодня слишком многое зависит от экономики, от международной торговли, от позиции, которую займут крупные корпорации (и не только из-за коррумпированности власти). Просто именно эти монстры обеспечивают огромные поступления в госбюджет в виде налогов и выплат. Естественно, они имеют прямое влияние на проводимую государством политику. Положительные явления в международных отношениях, такие как терпимость, толерантность, стремление находить компромиссы, во многом проистекают именно из необходимости считаться с законами экономики. У Швейцарии нет ядерного оружия, но зато у нее есть мощнейшие финансовые рычаги влияния. У Китая военной мощи хватает, но его влияние во многом определяется не страхом перед нападением многомиллионной армии, а практической монополией на мировые запасы никеля. Без этого материала высокие технологии обойтись не могут.
Международное содействие и гуманитарная помощь
Многие положительные явления в международных отношениях напрямую связаны с прогремевшими в Европе чудовищными войнами. Традиции гуманитарной помощи не на уровне частной инициативы, а на уровне государства, практики миротворческого вмешательства в локальные конфликты. Все эти положительные явления в международных отношениях родом из Второй мировой войны. Никогда до этого гуманитарная помощь одного государства другому не достигала таких масштабов. И теперь предоставление жертвам экологических катастроф и военных действий продуктов, лекарств и одежды – практически норма международного этикета.
Многие примеры международного сотрудничества связаны именно с осознанием какой-то общей угрозы. К примеру, террористические акты, участившиеся в последние годы, привели к необходимости более тесного сотрудничества сил правопорядка разных стран. А это, в свою очередь, уменьшило шансы преступников скрыться, используя перемещения между государствами. Тщательный контроль над денежными потоками, тоже связанный с антитеррористической компанией, привел к ужесточению финансовых норм. Жизнь преступников, специализирующихся на экономических махинациях, стала значительно сложнее. Это, несомненно, положительные явления в международных отношениях. Примеры такого плодотворного сотрудничества многочисленны.
Осуждение политики невмешательства
Еще один вывод, который сделало человечество из последней войны, заключается в том, что не бывает чужих конфликтов. Политика невмешательства, конечно, весьма разумна и экономична. Но когда она оказывается ошибочной, это оборачивается катастрофой. Нельзя игнорировать даже локальные военные конфликты, потому что сложно предсказать, как именно потом будет разворачиваться ситуация.
В 1945 году были созданы Миротворческие силы ООН, призванные обеспечивать мирные пути разрешения как внутринациональных, так и межнациональных конфликтов. В состав этих войск входит ограниченный контингент от каждой страны, являющейся членом ООН, в том числе и России. Миротворческие силы принимали участие в вооруженных конфликтах в Югославии, Либерии, Бурунди, Республике Чад и многих других.
Так, в очередной раз кровавые события истории сформировали положительные явления в международных отношениях. Яркие примеры событий почти столетней давности все еще наглядны. Вторая мировая война многому научила человечество.
Женевские конвенции
Еще одно следствие тех трагических событий – принятие в 1949 году Женевских конвенций. Эти нормативные акты посвящены защите гражданского населения во время любого вооруженного конфликта. Если раньше вопрос безопасности населения был всего лишь делом совести воюющих сторон, то с 1949 года ситуация изменилась. Международное законодательство четко прописывает нормы и стандарты, которые должны соблюдаться во время боевых действий, вплоть до применения типов оружия и запрета на производство наиболее опасного, не отличающегося избирательностью воздействия. Да, нарушения этих норм есть и будут. Но все же положительные явления в международных отношениях, касающихся контроля за производством вооружения, – несомненный плюс.
Источник: fb.rumonateka.com
Положительные явления в международных отношениях. Примеры положительных явлений в международных отношениях
Макиавелли в своем знаменитом труде «Государь» дал много дельных советов начинающим политикам и властителям. Если вычленить из частностей общее, смысл искусства управления в макромасштабе сводится к тому, что нет моральных и неморальных решений, хороших и плохих. Есть правильные и неправильные, полезные и вредные. Современные международные отношения в этом плане – не исключение.
Отказ от закона джунглей
В двадцатом веке, после двух чудовищных, невиданного масштаба войн, концепция международных отношений изменилась. Абсолютно дарвиновские ранее законы, определяющие международные отношения, утратили свою беззастенчивую очевидность. Нельзя принимать властные решения, никак не считаясь с мнением социума. Нельзя думать, что самая большая армия – залог успеха в международных отношениях. Современные международные отношения стали весьма гуманистичны. Нет, они, конечно, так и не превратились во взаимовыгодный союз равных. Но гуманистические тенденции налицо.
Почему же эти положительные явления в международных отношениях стали возможны?
Оружие-миротворец
В последние годы значительно возросло влияние социума на властные структуры. Поэтому решения, связанные с конфликтными ситуациями, принимаются исключительно с оглядкой на мнение избирателей. Во многом именно этому фактору обязаны положительные явления в международных отношениях. Примеры, подтверждающие этот тезис, работают, как говорят в математике, от обратного. Количество вооруженных конфликтов в мире резко сократилось, европейские страны не участвуют в них, разве что в роли миротворцев. А партии, призывающие взять в руки оружие, подвергаются резкой критике общественности и редко набирают количество голосов, достаточное для претворения своих замыслов в жизнь.
Прав не сильный, а умный
В двадцатом веке было создано и опробовано на практике ядерное оружие, и это, конечно, ужасно. События в Хиросиме и Нагасаки были столь чудовищны, что человечество никогда больше не пыталось повторить подобный опыт. Это касается даже самых радикально настроенных государств, известных как оплот милитаризма. Так и складывались между самыми непримиримыми врагами положительные отношения, в международных отношениях это редкость. Обычно, если есть достаточный повод для конфликта, то его начало – лишь вопрос времени.
Возникла ситуация, когда все значимые на политическом поле игроки имели на руках ядерную карту. И это привело к закономерному пату. Ни один из участников конфликта не может использовать ядерное оружие, зная, что противник успеет нанести ответный удар. Результатом будет не победа, а тотальное уничтожение всего и вся. Получается, что убийственной мощности оружие обеспечило доброжелательные, положительные отношения. В международных отношениях это вовсе не является парадоксом.
Торжество дипломатии
В современном мире значение прямой вооруженной угрозы утратило свою былую силу. Времена, когда все слушались человека с самой большой дубинкой и самыми крепкими мышцами, ушли в прошлое. Сегодня слишком многое зависит от экономики, от международной торговли, от позиции, которую займут крупные корпорации (и не только из-за коррумпированности власти). Просто именно эти монстры обеспечивают огромные поступления в госбюджет в виде налогов и выплат. Естественно, они имеют прямое влияние на проводимую государством политику. Положительные явления в международных отношениях, такие как терпимость, толерантность, стремление находить компромиссы, во многом проистекают именно из необходимости считаться с законами экономики. У Швейцарии нет ядерного оружия, но зато у нее есть мощнейшие финансовые рычаги влияния. У Китая военной мощи хватает, но его влияние во многом определяется не страхом перед нападением многомиллионной армии, а практической монополией на мировые запасы никеля. Без этого материала высокие технологии обойтись не могут.
Международное содействие и гуманитарная помощь
Многие положительные явления в международных отношениях напрямую связаны с прогремевшими в Европе чудовищными войнами. Традиции гуманитарной помощи не на уровне частной инициативы, а на уровне государства, практики миротворческого вмешательства в локальные конфликты. Все эти положительные явления в международных отношениях родом из Второй мировой войны. Никогда до этого гуманитарная помощь одного государства другому не достигала таких масштабов. И теперь предоставление жертвам экологических катастроф и военных действий продуктов, лекарств и одежды – практически норма международного этикета.
Многие примеры международного сотрудничества связаны именно с осознанием какой-то общей угрозы. К примеру, террористические акты, участившиеся в последние годы, привели к необходимости более тесного сотрудничества сил правопорядка разных стран. А это, в свою очередь, уменьшило шансы преступников скрыться, используя перемещения между государствами. Тщательный контроль над денежными потоками, тоже связанный с антитеррористической компанией, привел к ужесточению финансовых норм. Жизнь преступников, специализирующихся на экономических махинациях, стала значительно сложнее. Это, несомненно, положительные явления в международных отношениях. Примеры такого плодотворного сотрудничества многочисленны.
Осуждение политики невмешательства
Еще один вывод, который сделало человечество из последней войны, заключается в том, что не бывает чужих конфликтов. Политика невмешательства, конечно, весьма разумна и экономична. Но когда она оказывается ошибочной, это оборачивается катастрофой. Нельзя игнорировать даже локальные военные конфликты, потому что сложно предсказать, как именно потом будет разворачиваться ситуация.
В 1945 году были созданы Миротворческие силы ООН, призванные обеспечивать мирные пути разрешения как внутринациональных, так и межнациональных конфликтов. В состав этих войск входит ограниченный контингент от каждой страны, являющейся
nsokote.ru
Цели и средства участников международных отношений
Анализ характерных особенностей основных участников международных отношений и их взаимодействия друг с другом способствует лучшему пониманию социальной природы этих отношении и одновременно выводит на новую группу вопросов, связанную с таким пониманием. Прежде чем перейти к рассмотрению этих вопросов, подчеркнем еще раз мысль о том, что
Цели и интересы в международных отношениях
Цель категория во многом субъективная, и судить о ней можно лишь на основании действительных последствий тех действий, которые предпринимаются участниками международных отношенийпричем и в этом случае степень достоверности такого суждения отнюдь не абсолютна и далеко не однозначна. Это тем более важно подчеркнуть, что результаты деятельности людей нередко сильно расходятся с их намерениями.
И тем не менее в социологической науке выработан подход с точки зрения поведения субьекта, то есть с точки зрения анализа последствий его поступков, а не его мыслей и декларируемых намерений. Так, если из нескольких возможных последствий какого-либо действия мы наблюдаем то, которое происходит, и имеем основание считать, что его бы не было без желания действующего субъекта, это означает, что указанное последствие и являлось его целью. В качестве примера можно назвать подъем популярности правительства М. Тэтчер в Великобритании в результате его действий по выходу из Мальвинского кризиса.
Цель — предполагаемый (желаемый) результат действия, являющегося его причиной (побудительным мотивом).
Определенная методологическая близость отмечается также и в понимании значения категории «национальный интерес» для анализа соотношения объективного и субъективного в структуре целей участников международных отношении. Например, теоретические построения школы политического реализма конструируются, как мы уже видели, на основе категории «интерес, выраженный в терминах силы (power)». С точки зрения Г. Моргентау, национальный интерес содержит два основных элемента: центральный (постоянный) и второстепенный (изменчивый). В свою очередь, центральный интерес состоит из трех факторов: природы интереса, который должен быть защищен, политического окружения, в котором действует интерес, и рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств.
Р.Арон (и ряд его последователей) считал понятие национального интереса слишком многозначным и потому малооперациональным для анализа целей и средств международных отношении. С точки зрения Р. Арона, вечные цели могут проявляться как абстрактным, так и конкретным образом. В первом случае они предстают как стремление к безопасности, силе и славе, а во втором выражаются в жажде расширения пространства (или, иначе говоря, увеличения территории, занимаемой той или иной политической единицей), увеличения количества людей (населения государства) и завоевания человеческих душ (распространения идеологии и ценностей данного политического автора).
Как отмечал Р. Арон, внешнеполитическая деятельность государства выражается в действиях его лидеров, которые располагают определенными степенями свободы в выборе целей. При этом большое значение имеют идеология, амбиции, темперамент и т.п. качества лидеров. С другой стороны, само их положение обусловливает то, что они стремятся создать впечатление, будто в основе всех их действии лежит национальный интерес.
Ряд исследователей предлагает считать побудительным мотивом действий участников международных отношений не интерес, а «национальную идентичность». Речь идет о языке и религии как основах национального единства, о культурно-исторических ценностях и национальноисторической памяти и т.п. С этих позиций, например, поведение Франции на международной арене может быть лучше понято, если иметь в виду колебания ее исторических традиций между патриотизмом и пацифизмом, антиколониальной идеологией и идеей «цивилизаторской миссии», лежавшей в основе колониальных экспансии, и т.п. В свою очередь, ключом к пониманию международной деятельности США может служить историческая традиция, сторонами которой являются изоляционизм «отцов основателей»« и интервенционизм.
Действительно, без учета культурно-исторических традиций и национальных ценностей понимание внешней политики того или иного государства и международных отношений в целом было бы неполным, а потому и неверным. И все же, скорее всего, ближе к истине Г. Моргентау, который не противопоставляет национальную идентичность национальному интересу, а считает первую неотъемлемым элементом второго.
В основе всякого интереса лежат объективные потребности, нужды субъекта или социальной общности, обусловленные его экономической, социальной, политической и иной ситуацией.Процесс познания социальных потребностей и есть процесс формирования интересов людей. Интерес, таким образом, категория объективно-субъективная, причем, объективным в своей основе может быть не только истинный, но и ложно понятый интерес. Так, десятилетиями на Западе существовало мнение о советской военной угрозе, а, следовательно, о том, что наращивание вооружений служит коренным интересам демократических государств от нападения со стороны тоталитарного режима. И хотя в действительности Советский Союз не был заинтересован в нападении на западные страны, его поведение во внешнеполитической области, как и внутри страны, давало основания для их недоверия к нему (справедливости ради следует отметить, что верно и обратное). Реально же гонка вооружений не служила интересам ни одной, ни другой стороны.
Бывают также мнимые и субъективные национальные интересы. Примером первого могут служить такие обстоятельства, когда идея становится национальным мифом, овладевает умами людей, и доказать им эту мнимость чрезвычайно трудно. В сфере современных международных отношении примером субъективного «национального интереса» могут служить мотивы, которыми руководствовался Саддам Хусейн при вторжении Ирака в Кувейт в 1991 году (декларации о необходимости присоединения к Ираку «исконно принадлежавшей ему провинции» были лишь предлогом для попыток решить внутренние трудности иракского режима путем Небольшой победоносной войны»).
Наряду с основными (коренными, постоянными) и неосновными (второстепенными, временными) интересами, интересами объективными и субъективными, подлинными и мнимыми, различают также интересы совпадающие и взаимоисключающие, пересекающиеся и непересекающиеся и т.д.
Исходя из сказанного, общественный интерес можно определить как осознанные потребности субъекта (социальной общности), вытекающие из фундаментальных условий его существования и деятельности.
Однако в наши дни как эти элементы, так и содержание национального интереса в целом претерпевают существенные изменения под давлением новых фактов и обстоятельств. Бурное развитие производительных сил, средств массовой коммуникации и информации, новые достижения научно-технической революции, усиливающаяся интернационализация всех сторон общественной жизни, возникновение и обострение глобальных проблем, растущее стремление людей к демократии, личному достоинству и материальному благополучию все это трансформирует интересы участников международных отношении, ведет к переформулированию целей их взаимодействия.
На глазах одного поколения людей мир как бы сужается, государства и регионы становятся все более проницаемыми для пересекающих их границ растущих потоков идей, капиталов, товаров, технологий и людей. Традиционные многосторонние связи между государствами дополняются новыми, действующими в самых разных областях таких, как транспорт, экономика и финансы, информация и культура, наука и образование и т.д. На этой основе появляются новые международные организации и институты, которым государства делегируют часть своих полномочии, и которые имеют свои специфические цели и интересы, вытекающие из самой сущности их как субъектов международных отношений. Картина усложняется и по мере усиления мощи и увеличения числа транснациональных корпораций, которые стали значительными и неотъемлемыми участниками международных отношений со своими специфическими интересами и целями, связанными в первую очередь с собственными финансовыми прибылями и экономическим ростом, но их интересы касаются и стабильности (экономической, политической, военной) страны базирования, всеобщей безопасности и сотрудничества, других вопросов глобального характера.
В этих условиях национальный интерес не может быть обеспечен без создания таких условий существования государства, как внутренняя стабильность, экономическое благополучие, моральный тонус общества, безопасность (причем не только в ее военностратегическом аспекте, но и в более широком плане, включая экологическую обстановку), благоприятное внешнеполитическое окружение, престиж и авторитет на мировой арене.
studfiles.net